Сол Басс: фильм начинается!

22.6.15


Когда мы спешим на сеанс в кинотеатр, главной целью становится успеть к началу фильма. Впереди реклама и титры, а значит, самое важное мы не пропустим. На деле же, мы заведомо упускаем ключевую визуальную фразу картины!
Фильм начинается с титров!
Оригинальные титры (сюда же отнесу заставку, опениниг или сиквенс), собирают зрительское внимание, задают необходимое настроение для правильного восприятия картины, передают ее жанр и стиль; могут предварительно обыгрывать сюжет, знакомить с главными героями, например, с помощью анимации, или символично. Вступительные титры — это блестящая обертка. Они несут в себе очень интересную и полезную информацию. Истинные ценители киноискусства такое не пропускают! :)

Если обратиться ко временам Люмьеров и Чаплина — титры были всего лишь скучным текстом и служили указателем авторских прав. Поначалу они имели вид карточек с названием картины и именем режиссера, которые фотографировали и включали в фильм. Этот метод использовался и в середине фильма (как поясняющий текст в немом кино). Чуть позже в титры включили имена ведущих актеров, а съемочная бригада до поры не считалась столь важной, чтобы быть перечисленной в них.
Разумеется, постепенно предпринимались попытки «оживить» обыденные титры. Пример тому — фильм «Кинг-Конг» 1933 года. Но более сложными и оригинальными тогда выглядели разве что вступительные заставки и титры анимационных картин.

50-е годы ХХ века в Голливуде отмечены высокой конкуренцией между кинематографом и телевидением. Когда в конце 40-х на американском рынке появились телевизоры — это стало серьезным препятствием для кинотеатров. В связи с острой необходимостью вернуть аудиторию большому экрану, заметно увеличился бюджет картин, произошел скачок в развитии кино с технической стороны вопроса. Расширился штат, отчего вступительные титры занимали все больше экранного времени. Но вместо того, чтобы быть основной приманкой, рекламой, оставались такими же скучными и однотипными.

Все изменилось с приходом человека, который смог, в силу своего богатого воображения и неординарного видения простых вещей, вывести вступительные титры на новую ступень развития, а в последствии сделать их самостоятельным видом искусства. Этого человека звали Сол Басс (Saul Bass).
Графический дизайнер, иллюстратор, консультант по визуальным эффектам, арт-директор и режиссер — Сол Басс в течение 40-летней творческой деятельности работал со многими знаменитыми постановщиками. В их числе Отто Преминджер, Альфред Хичкок, Билли Уайлдер, Стенли Кубрик, Мартин Скорсезе...
Поначалу Сол Басс создавал преимущественно рекламные постеры для фильмов. Старт его карьеры в Голливуде ознаменован сотрудничеством с Отто Преминджером. Солл нарисовал постер и титры к фильму «Кармен Джонс» (Carmen Jones, 1954), одним из элементов которых стала алая роза в огне как образ главной героини.

«Символизировать и обобщать» — это был главный принцип в его работе, и он неуклонно ему следовал в течение всей творческой жизни.


Широкую известность он приобрел благодаря своей работе над скандальной картиной того же Преминджера «Человек с золотой рукой» (The Man with the Golden Arm, 1955). Фильм поднимал тему героиновой зависимости джазменов, главную роль в нем исполнял Фрэнк Синатра. Басс отказался от сложившейся в те годы традиции изображать на плакатах портреты ведущих звезд или кульминационные моменты картины. Таким образом, символом героиновой наркомании в данном фильме было, по счастью, не лицо Синатры, а графический силуэт белой искривленной руки на черном фоне, олицетворяющей личность наркозависимого персонажа. Постер настолько понравился Преминджеру, что он предложил Бассу создать также вступительную заставку. Дизайнер положил графику на джазовый счет, тем самым он синхронизировал визуальный и слуховой ритмы. Этот сиквенс стал поистине сенсационным.


Классическим примером графического дизайна является сиквенс Басса к криминальной драме Преминджера «Анатомия убийства» (Anatomy of a Murder, 1959), основанный на вырезанной анимации, изображающей части тела человека. Пока фигурка оставалась целой, на ней отображалось название фильма. Затем она рассыпалась, и на отдельных ее частях появлялись имена актеров и съемочной группы, своего рода детали единого организма.

Эта заставка до сих пор остается одним из величайших открытий в киноискусстве. К слову, очевидное влияние она оказала на дизайнеров вступительных титров фильма «Поймай меня, если сможешь» (Catch Me If You Can, 2002) и опенинга к сериалу «Безумцы» (Mad Men, 2007-2015).


Очень плодотворным и значимым для Сола Басса было многолетнее сотрудничество с Альфредом Хичкоком. Именно для него Басс создал самые эффектные и запоминающиеся титры и сиквенсы. В работе над триллерами «Головокружение» (Vertigo, 1958), «К северу через северо-запад» (North by Northwest, 1959), «Психо» (Psycho, 1960) он применял кинетическую типографику (когда текст движется и/или всячески деформируется, чтобы усилить эмоциональный эффект).

В фильме «Головокружение» Сол Басс «поместил» тему любви в чувственные черты актрисы Ким Новак, и камера, как будто это мужчина, увлеченно изучала ее лицо. А тема одержимости женщиной проявилась в фигурах Лиссажу, которые возникали в ее зрачках, вызывая гипнотический эффект и головокружение.
Тот же принцип использовался в постере: потеря равновесия и помутнение рассудка подается через «прыгающий» шрифт и водоворот, затягивающий влюбленных в свои недра.
Эта работа — одна из наиболее почитаемых в послужном списке Сола Басса.


Следующим проектом стала картина «К северу через северо-запад». Вступительная заставка начинается с графического рисунка, где зеленый фон заполняют пересекающиеся под прямым углом линии, образуя решетку, в которую вписаны титры. После картинка становится реалистичной, трансформируясь в стеклянный небоскреб мегаполиса. Переход от абстракции к реальному изображению символизирует контраст между прошлой и настоящей жизнью главного героя
Роджера Торнхилла, когда его ошибочно принимают за секретного агента.
Такой чистый минималистичный стиль вступительных титров проявится в следующем фильме дизайнера «Психо», а спустя много лет вернется в картину «Славные парни» (Goodfellas, 1990) Мартина Скорсезе.


Вершина творчества, и, пожалуй, минимализма — заставка к фильму «Психо», в которой Сол Басс всего за пару минут смог передать всю напряженность картины. Раздвоение личности персонажа-антагониста обозначено с помощью черно-белых полос, «ползущих» по экрану вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад, создавая тем самым мощное сопротивление друг другу.


В этом фильме Сол Басс являлся не только дизайнером, но и консультантом Альфреда Хичкока по визуальным эффектам. Кроме того, по его раскадровке Хичкок снял знаменитую сцену в душе. Но режиссер этот факт категорически отрицал.


Конец 50-х и 60-е были самыми активными в карьере Сола Басса. В постоянном сотрудничестве со своей женой Элейн Макатура (Elain Macatura Bass) он создал более 50-ти великолепных вступительных заставок и титров к художественным картинам.


Многие знаменитые логотипы крупных компаний Северной Америки — это тоже его золотых рук дело. Несколько ярких примеров:
Bell (1969-1984) — AT&T (1984-2005), United Airlines (1974-1993), Continental Airlines (1967-1991) и другие.


Кроме того, в середине 60-х он занялся режиссурой документального кино. В результате, в 1968 году он стал лауреатом премии «Оскар» за короткометражную ленту «Почему человек творит» (Why Man Creates).

В 80-е годы Басс практически отошел от дел и много времени проводил со своей семьей. Вновь привлечь его к активной работе удалось Мартину Скорсезе, для которого Сол Басс был иконой графического дизайна. Он буквально заставил выйти Басса с заслуженного отдыха. Так, в копилке талантливого дизайнера появилось еще несколько образцовых заставок к фильмам «Славные парни» (Goodfellas, 1990), «Мыс страха» (Cape Fear, 1991), «Эпоха невинности» (The Age of Innocence,1993).
Вступление к драме «Казино» (Casino, 1995) стало последней работой Сола Басса. В ней он метафорично передал падение тела и души героя Де Ниро в огненное чистилище Лас-Вегаса… Это действительно зрелище невероятной красоты…


Сол Басс придумывал не просто титры — каждый раз это была квинтэссенция, короткометражный фильм, за которым следовала его полная версия. Творчество Сола Басса — это целая эпоха в американском кинематографе. До сих пор ему вторят ведущие дизайнеры современного кино. В каком-то смысле современные вступительные титры, направленные на раскрытие темы, являются культурным наследием Сола Басса и его супруги Элейн.

Мартин Скорсезе однажды сказал:
«Фильм начинается, когда на экране появляются вступительные титры Сола Басса».

Еще

0 коммент.

Фейсбук Тусовочка

Черкнуть Старушке М.

Имя

Электронная почта *

Сообщение *